Деятельность Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калужской области
Введение в действие закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» в 1993 году положило начало развитию обязательного медицинского страхования в России.
Создание системы обязательного медицинского страхования (ОМС) происходило в условиях глобального реформирования политических и экономических институтов государства и совпало с периодом социально-экономического кризиса.
Однако, несмотря на сложность общественно-политической и социально-экономической ситуации, система ОМС была создана, развивалась и полностью доказала свою социальную значимость. Двадцатилетний период работы позволил определить роль системы ОМС как главного финансового механизма реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на медицинскую помощь надлежащего качества.
Сегодня очевидно, что в условиях жесткого бюджетного дефицита организация системы ОМС явилась правильным политическим и экономическим решением, положив начало формированию принципиально новой системы правовых и финансовых отношений в сфере оказания медицинских услуг населению, а также более эффективного использования имеющихся ресурсов здравоохранения.
Действовавшая до принятия в России закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» бюджетная модель организации и финансирования здравоохранения оказалась неспособной на практике обеспечить продекларированное равенство граждан путем предоставления им бесплатной и доступной медицинской помощи необходимого объема и качества независимо от места жительства, доходов и социального статуса.
Введение нового механизма финансирования медицинских услуг встречало значительное сопротивление в среде руководителей всех звеньев, у большинства из которых отсутствовал интерес в реализации нового закона. Пугало, что претворение в жизнь данного закона предполагало введение судебной защиты законных прав и интересов граждан, меняло механизм контроля в сфере здравоохранения, увеличивало объем ответственности для руководителей медицинских учреждений. Вызывало опасение само введение в здравоохранении рыночных отношений в таких масштабах. Однако в некоторых субъектах Российской Федерации руководители здравоохранения проявили интерес к осуществлению реформ в здравоохранении. Органы здравоохранения Кемерова, Ленинграда, Самары, в т.ч. и Калужской области, в 1988-1993 годах приняли участие в эксперименте по введению нового хозяйственного механизма.
Проявил интерес к осуществлению реформы здравоохранения, взяв на себя всю ответственность, бывший в то время заведующий областным отделом здравоохранения калужского облисполкома В.Н. Омельченко, решивший уйти с этой должности и создать территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Именно благодаря личным качествам и профессионализму первого исполнительного директора фонда ОМС, в регионе были успешно созданы дирекция и элементы инфраструктуры системы обязательного медицинского страхования – межрайонные филиалы, возглавляемые бывшими руководителями центральных районных больниц (Боровский филиал - П.М.Никищенков, Сухиничский филиал - В.Р.Староверов, Козельский филиал - А.И.Савельева, Кондровский филиал - И.М.Подковко, Тарусский филиал - В.Н.Петров, Людиновский филиал - Т.В.Гузикова, Юхновский филиал - О.Н.Тохсыров, Малоярославецкий филиал - Е.А.Ентов, Обнинский филиал - Л.Е.Самофеев).
Благодаря привлечению к руководству фондом квалифицированных и опытных специалистов в регионе удалось сохранить доступность бесплатной медицинской помощи населению, сформировать стабильный источник финансирования и предотвратить обвальное падение уровня финансирования медицинских учреждений, гарантировать оплату труда медперсонала и, в конечном итоге, сохранить здравоохранение области как отрасль, в определенной степени, обеспечив ее устойчивость.
Значимый этап в реформировании здравоохранения Калужской области связан с участием территориального фонда ОМС в реализации проектов Всемирного банка и Международного агентства по развитию сотрудничества. Проекты реформирования здравоохранения, победившие в рамках Всероссийского конкурса, и получившие положительную оценку экспертов Всемирного банка реконструкции и развития реализовывались на территории Калужской области в течение 3-х лет.
Привлеченные заемные средства Всемирного банка и средства гранта Международного агентства по развитию сотрудничества позволили здравоохранению региона менее болезненно пережить дефолт 1998 года, повысить квалификацию медицинского персонала и материально поддержать в непростые в экономическом плане годы работников отрасли.
В том же 1998 году Постановлением Правительства РФ в России были введены в действие Программа государственных гарантий по обеспечению граждан РФ бесплатной медицинской помощью, которая стала важным шагом к восстановлению планирования в отрасли, а также серьезной предпосылкой к реорганизации управления системой здравоохранения посредством её реформирования. В Калужской области впервые была принята территориальная Программа государственных гарантий, реализация которой обеспечивала объем и качество медицинских услуг населению, сбалансировав обязательства государства по предоставлению гражданам бесплатной медицинской помощи и выделяемых для этого финансовых средств. Впервые программой был определен перечень медицинских услуг и нормативы финансовых затрат на их выполнение.
В 1999 году Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калужской области прилагал значительные усилия по решению проблемы финансовой наполняемости системы и снижению дефицита средств ОМС.
С целью снижения задолженности плательщиков страховых взносов, была проведена значительная работа по широкому использованию векселей при проведении зачетных схем взаиморасчетов при поставке продуктов питания, горюче-смазочных материалов и лекарственных средств в лечебно-профилактические учреждения области. Вырученные средства были направлены, в первую очередь, на выплату текущей заработной платы, и к середине года задолженность по заработной плате фонда перед лечебно-профилактическими учреждениями была погашена.
Однако на тот период расходы на здравоохранение в значительной степени определялись уровнем экономического развития региона, и лишь в малой степени зависели от реальных потребностей населения в медицинской помощи.
В 2001 году был введен социальный налог (ЕСН), в связи с чем была осуществлена замена страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и передача налоговым органам функций контроля за полнотой и своевременностью уплаты средств на социальное страхование.
К 2003 году (подводя итоги десятилетия системы ОМС) можно было констатировать создание единой для всей страны инфраструктуры обязательного медицинского страхования с общим финансово-экономическим пространством. Однако обеспечить создание единого правового и социального пространства, которое предусматривает реализацию равных прав граждан на получение гарантированного государством одинакового объема бесплатной медицинской помощи независимо от их места проживания на территории РФ, не удалось. Главная причина этого - ненадлежащее выполнение органами исполнительной власти субъектов РФ закона «О медицинском страховании» в части уплаты страховых взносов на неработающее население и отсутствие действенного механизма дотирования местных бюджетов из федерального бюджета по выравниванию условий финансирования программы ОМС.
С 2005 г. по 2008 г. на Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования были возложены дополнительные функции по реализации мер социальной поддержки граждан, имеющих права на льготы по лекарственному обеспечению за счет средств федерального бюджета. Фонд справился успешно с этой задачей, а в дальнейшем в соответствии с законодательством данная функция была передана в министерство здравоохранения области.
С 2006 г. по 2010 г. территориальный фонд ОМС Калужской области принимал активное участие в реализации Национального проекта «Здоровье».
С принятием в ноябре 2010 г. нового закона «Об обязательном медицинском страховании» стал возможен переход к совершенно новым принципам работы системы ОМС, с учетом обеспечения баланса средств системы обязательного медицинского страхования к ее обязательствам по предоставлению гарантированной медицинской помощи гражданам на основе четкого определения полномочий субъекта в медицинском страховании.
В соответствии с новым законом центральным элементом системы ОМС стал человек, именно его выбором стала определяться конкурентная среда на рынке медицинских услуг. Законом был предусмотрен выбор пациентом страховой медицинской организации, отменены конкурсы по отбору СМО работодателем и государственной структурой. Созданы условия для выбора пациентом медицинской организации и врача.
Сегодня в системе ОМС имеют право работать медицинские организации любой формы собственности, а вхождение в нее носит заявительный характер.
30 ноября 2011 года принят Федеральный закон «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения». С его принятием появились финансовые гарантии обеспечения системы ОМС платежами на неработающее население, что послужило выравниванию условий оказания медицинской помощи во всех регионах РФ. Для созданий условий по выравниваю финансового обеспечения базовой программы ОМС с 2012 г. все средства аккумулируются в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования.
В 2012 г. в Калужской области введено одноканальное финансирование, что позволило перейти с 2013 года к оплате по полному тарифу, а также создать материальные стимулы для медицинских организаций, в основе которых удовлетворенность пациента качеством и доступностью медицинской помощи.
Важнейшим нововведением в системе ОМС стало внедрение с 1 мая 2011 г. полиса единого образца. Создание единой базы данных застрахованных граждан в виде центрального и региональных сегментов, позволило исключить дублирование страхования, а также возможность отказа в оплате за оказанную медицинскую помощь за пределами территории страхования. Задачи, которые предстоит реализовать в связи с новым законом соизмеримы разве, что с 1993 годом, когда система ОМС только начинала путь своего становления в нашей стране.